fbpx

Книга GAIIA и искусство гайологии

«Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра – плоть и кровь»

Victor Hugo

Жанр
Роман «GAIIA» – это видение преобразования человеческого общества, описанное в жанре научной фантастики. Название книги «GAIIA» намекает на древнегреческую богиню Земли по имени Γαῖα, которая родила всё живое.

Автор

Поэт, мыслитель, предприниматель и общественный деятель Харес Юссеф прожил несколько жизней в очень непохожих культурах. Он родился и вырос в Сирии, стране традиционного уклада, получил образование в позднем СССР во время надлома и падения советского утопического эксперимента, формировался как личность и предприниматель в Украине в годы джунглевого капитализма, после чего переселился в Западную Европу. Автор «GAIIA» не понаслышке знаком с несколькими общественными укладами, трения между которыми и образуют главные течения в общественном океане нашей планеты:

  • богатый Север – бедный Юг,
  • мир мусульманский – мир христианский,
  • традиционный уклад – общество прогресса,
  • броуновское движение джунглевого капитализма — западноевропейское общество санаторного типа,
  • общество потребления – мир осознанного отношения к планете.

Гипотеза Геи vs. гипотеза Медеи

В романе «Ксеноцид» Орсона Карда впервые используется понятие gaialogy: это наука о саморегуляции планетарных экосистем. Согласно распространённой экоутопической «гипотезе Геи» и философии Gaianism[1], Земля, Гейя – это сверхорганизм, который сам поддерживает жизнь на планете.

Распространён, однако, и противоположный взгляд: биосфера Земли не обладает «мудрой саморегуляцией». И для образного описания Земли лучше подходит не Гея, а другая античная героиня — Медея[2], которая убила собственных сыновей. Ведь большинство массовых вымираний на Земле происходило не по внешним причинам, а по внутренним.

Харес Юссеф синтезирует оба подхода: единственным биологическим видом, способным контролировать и спасти биосферу от гибели, является сам человек как существо разумное и накопившее достаточно возможностей влиять на планету глобально.

В романе Хареса Юссефа наша планета не может обойтись без помощи человека: обитатели GAIIA протягивают руку помощи обитателям Земли. Чтобы вернуть гармонию, разошедшиеся некогда миры нужно синхронизировать. Автор стремится осуществить в книге-утопии то, что лично уже осуществил в жизни: синхронизировал самого себя, уроженца и воспитанника традиционного мусульманского мира с открытым и направленным в будущее миром Западной Европы, в котором он живёт и творит сейчас.

Книга GAIIA Хареса Юссефа беременна многими новыми произведениями, обречёнными на общественный и коммерческий успех, поскольку опирается на традицию gaialogy, давно и прочно живущему на нескольких рынках современной культуры.

Книги:

  • «Основание» («Foundation», Isaac Asimov), 
  • «Ксеноцид» («Xenocide», Orson Scott Card)
  • «Неукротимая планета» («Deathworld», Harry Harrison)
  • «Обширней и медлительней империй» («Vaster Than Empires and More Slow», Ursula Kroeber Le Guin)

Кино:

  • «Final Fantasy: Spirits Within»
  • «Avatar»
  • «Kingsman: The Secret Service»

Компьютерные игры:

  • Type-Moon
  • Final Fantasy


[1] Gaia hypothesis: James Lovelock & Lynn Margulis.

[2] Medea hypothesis: Peter Douglas Ward.

Константин Искра-Могильник

Константин Искра-Могильник

Продюсер, сценарист.

Поделиться в facebook
Поделиться в vk